Возможность проведения судебной оценочной экспертизы частным экспертом в свете распоряжения Правительства от 16.11.2021 № 3214-р
Правительство Российской Федерации издало распоряжение от 16.11.2021 № 3214-р с перечнем видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями.
Распоряжение устанавливает 3 группы судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными экспертными организациями. Для многих юристов актуальна группа II: «Экспертизы по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества и объектов землеустройства в рамках оспаривания или установления их кадастровой стоимости».
В данной группе отмечено 2 вида судебных экспертиз:
1) Судебная строительно-техническая экспертиза;
2) Судебная землеустроительная экспертиза.
Неясно, на какие конкретно виды строительно-земельных экспертиз распространяется действие документа. Дело в том, что экспертиз в отношении недвижимого имущества и объектов строительства много. Сюда можно отнести собственно строительно-техническую экспертизу, экспертизу проектно-сметной документации, инженерно-техническую экспертизу и др. Судебная оценочная экспертиза кадастровой стоимости, по мнению ряда экспертов, не относится к строительно-техническим экспертизам.
При этом суды, принимая определения о назначении судебной экспертизы в делах о кадастровой стоимости, указывают в тексте определения именно оценочную экспертизу по установлению кадастровой стоимости, а не строительно-техническую экспертизу.
На практике строительно-техническая экспертиза и экспертиза по оценке могут проводиться одновременно в отношении одного и того же объекта. Часто проводятся комплексные экспертизы, сочетающие в себе и оценку, и строительно-технический анализ. Также существует особая экспертиза отчета об оценке (в частности, об оценке кадастровой стоимости на основе рыночной), статус которой не конкретизируется данным распоряжением.
В связи с этим возникает вопрос, относится ли оценочная экспертиза к экспертизам, которые могут проводиться в делах об оспаривании или установлении кадастровой стоимости только государственными учреждениями.
Часть экспертов считает, что судебная оценочная экспертиза является разновидностью строительно-технической экспертизы, следовательно, она должна проводиться только государственными экспертными учреждениями. В Приказе Минюста России от 27.12.2012 № 237 строительно-техническая экспертиза – это экспертиза по исследованию строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью определения их стоимости.
Другие эксперты полагают, что судебная оценочная экспертиза – это особый вид судебной экспертизы, который не подпадает под действие Распоряжения и может проводиться частными экспертными организациями. Это следует из сложившейся практики и отсутствия однозначного нормативного регулирования оценочной экспертизы. Исходя из этого, повышенные требования, предъявляемые Распоряжением, представляются излишними и не должны касаться судебной оценочной экспертизы.
Полагаем, что Распоряжение имеет дефект юридической техники, поэтому необходимо узко толковать его нормы в части строительно-технических и землеустроительных экспертиз. Участники спора об определении кадастровой стоимости должны иметь возможность выбора экспертной организации, в том числе из частного сектора.
Возможно принятие в скором времени нового распоряжения Правительства Российской Федерации, вносящего изменения в данное Распоряжение и конкретизирующего его.