0%
Юридическая компания
Является профессиональным консультантом в области права,
объединяющим высококвалифицированных юристов и адвокатов
Главная Новости Верховный суд решил, как вернуть деньги за интернет-курсы

Верховный суд решил, как вернуть деньги за интернет-курсы

Верховный суд принял важное решение по вопросу применения Закона о защите прав потребителей к обучающим курсам для предпринимателей.

Казалось бы, в чём сложность? Любые частные обучающие курсы, вне зависимости от тематики, являются образовательными программами, которые проходят ученики, пользуясь услугами соответствующих учреждений.

Однако в деле, которое на днях рассматривал ВС, суды в первой, апелляционной и кассационной инстанциях упорно становились на сторону школы. Спор банален: гражданин решил отказаться от онлайн-курсов и потребовал деньги за оставшиеся занятия. Школа же в ответ деньги вернуть отказалась, сославшись на условия договора, которые существенно уменьшают сумму возврата.

В суде организация заявила, что курсы предпринимательские, а значит, защите прав потребителей в этих отношениях не место, ведь потребителем, согласно закону, является гражданин, не имеющий дохода с приобретаемых товаров и услуг, и вообще, недостатков услуг ученик доказать не смог, сославшись на ст. 723 ГК РФ. Интересно, что суд апелляционной инстанции в свою очередь посчитал не применимыми положения ст. 32 Закона о защите прав потребителей и не признал ничтожными условия договора, ухудшающие его положение, однако штраф за несвоевременное удовлетворение требований потребителя с образовательной организации взыскал.

Отменяя решения нижестоящих судов, Верховный суд отметил, что ученик приходит на курс с целью получить знания, а далее распоряжаться ими по собственному усмотрению, а бизнес-тематика курса ещё не делает пройденную программу способом заработка. Представители образовательной организации же настаивали, что в любом образовании необходимо учитывать сферу, обосновывая свою позицию п. 4 обзора практики по спорам о защите прав потребителей от 2018 года, где суд указывает на необходимость установления целей заключения договора для разрешения спора. И всё же Верховный суд остался на стороне потребителя, подчеркнув, что судом апелляционной инстанции был назначен штраф по закону о защите прав потребителей и нет оснований не применять его в отношении заключенного договора.

Стоит отметить верно выбранный способ защиты нарушенных прав и стойкость потребителя: он не указал на недостатки услуги, а настаивал на своём праве отказаться от услуг и получить обратно полную сумму за все уроки, которые не пожелал более проходить. Если услуги оказываются поэтапно, ученик проходит урок за уроком, а услуги считаются оказанными по завершении курса, это самый верный вариант для возврата денег.

Однако в некоторых случаях образовательные услуги подразумевают самостоятельное обучение, предоставление доступа к обучающим платформам и материалам. Тогда, согласно ч. 1 ст. 29 Закона о защите прав потребителей, придётся доказать недостатки услуг, объяснить, почему обучение не оправдало ожиданий.

Рассмотренное Верховным судом дело является важной отправной точкой для формирования единообразной практики судов в отношении всех интернет-курсов, которые сейчас имеют беспрецедентную популярность. В заключение отметим, что не трудно защитить потребителя только в случае, когда он покупает именно образовательные, обучающие, прикладные программы. Возврат же денег за популярные курсы иного плана (например, личностного роста) может быть затруднен из-за сложности доказывания некачественно оказанных услуг.

Подробнее
Назад к списку