0%
Юридическая компания
Является профессиональным консультантом в области права,
объединяющим высококвалифицированных юристов и адвокатов
Главная Аналитика Углеродный налог в России: что означает и когда вступит в силу

Углеродный налог в России: что означает и когда вступит в силу

   С ратификацией Парижского соглашения по климату Россия взяла на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов. Наша страна должна к 2030 году снизить их на 25–30% от уровня 1990 года.

   На сегодняшний день существует ряд базовых нормативно-правовых актов углеродного регулирования в Российской Федерации. Однако в данных документах акцент государственной политики делается на создание системы государственного мониторинга выбросов парниковых газов, а также поддержке добровольных проектов повышения энергетической эффективности и сокращения выбросов парниковых газов. Однако четкий механизм регулирования выброса парниковых газов отсутствует.

    В декабре 2017 года Минэкономразвития разработало концепцию проекта Федерльного Закона «О регулировании объема выбросов парниковых газов в РФ».

    4 декабря 2018 г. на портале проектов нормативных правовых актов был опубликован первый проект федерального закона. Однако в сентябре 2019 года Совет Федерации не поддержал редакцию законопроекта об «углеродном сборе».

В июне 2020 года Минэкономразвития разработало новую версию законопроекта об углеродном регулировании.

    Согласно ст. 14, 15 данного Законопроекта предполагается установить общий максимально допустимый объём прямых выбросов парниковых газов для предприятий. В случае превышения фактической массы выбросов парниковых газов с организации взимается сбор за каждую тонну СО2-эквивалента сверх массы, установленной в разрешении.

    Средства от уплаты сбора предполагается направлять в фонд поддержки реализации проекта по сокращению выбросов парниковых газов.

     Данный законопроект подвергается критике как со стороны предпринимательского сообщества, так и со стороны органов государственной власти.

В настоящий момент Законопроект находится на рассмотрении Правительства.

     Напомним, что 11 декабря 2019 года в рамках Европейского союза была разработана и представлена программа European Green Deal (далее – EDG, на русский переводится как «Европейская зеленая сделка»), целью которых является сделать Евросоюз первым углеродно-нейтральным регионом планеты к 2050 году, то есть свести количество промышленных выбросов CO2 на его территории к нулю.

      Программой EGD предполагается, что, так как не все страны мира ведут такую же политику по сокращению выбросов CO2, как ЕС, для уменьшения выбросов будет введен трансграничный углеродный сбор, цель которого заключается в том, чтобы стоимость импортного товара отражала то, какое количество углерода было выделено при его производстве. Таким образом, страны, экспортирующие в ЕС, будут ориентированы на снижение и обеспечение в своей стране контроля за выбросами, что позволит им избежать обложения соответствующим сбором в ЕС.

     Хотя конкретные механизмы такого сбора пока что не озвучены, уже очевидно, что подобный подход особенно сильно затронет страны, экономика которых строится на «грязном» экспорте, в том числе Россию.

    С учетом отсутствия полноценного регулирования выбросов CO2 в российском законодательстве, ситуация может приобрести трагичный оборот для перспектив российского экспорта в Европу. По данным исследований специалистов KPMG, только при базовом сценарии развития событий увеличение нагрузки для российских экспортеров в связи с введением трансграничного углеродного налога может составить €33,3 млрд в 2025–2030 годах. В связи с этим, в России назрела необходимость в кратчайшие сроки сформировать механизм регулирования выброса парниковых газов, в том числе с точки зрения налогообложения таких выбросов.

     Юридическая компания L1 пристально следит за развитием ситуации, ведь мы является одной из фирм, которые занимаются проблемами углеродных выбросов еще со времени действия Киотского протокола к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата. Кроме этого, Юридическая компания L1 консультирует бизнес, в том числе потенциально заинтересованный в развитии этого регулирования, поэтому мы не можем оставить без внимания проблемы, связанные с введением углеродного сбора.

Следите за обновлениями информации в социальных сетях и на нашем сайте.

Подробнее
Назад к списку