Правовое регулирование искусственного интеллекта в России и в мире в 2023 году
На сегодняшний день тема искусственного интеллекта является, пожалуй, самой обсуждаемой. Искусственный интеллект (ИИ) быстро развивается, поражает своими возможностями и задаёт тренды, постепенно проникая во все сферы нашей жизни. Любое принципиально новое явление рано или поздно начинает нуждаться в правовом регулировании. Самые первые и самые очевидные отрасли права, которым потребуется обновление и дополнение — это права и свободы человека и гражданина, авторское право и интеллектуальная собственность.
Правовые вопросы и вызовы
С развитием искусственного интеллекта возникают новые правовые вопросы, которые требуют внимания и регулирования. Приведём в пример некоторые из них:
Причинение вреда: Как определить ответственность в случае, если автономная система совершает ошибку или причиняет вред? Кто несет ответственность за действия ИИ?
Приватность и защита данных: Как обеспечить защиту персональных данных, когда ИИ обрабатывает огромные объемы информации? Какие меры должны быть приняты для предотвращения злоупотреблений с данными?
Этические вопросы: Как обеспечить этическое использование ИИ? Какие ограничения должны быть установлены для предотвращения незаконного использования ИИ?
Международные тренды
В мире существует ряд международных инициатив и стандартов, направленных на регулирование искусственного интеллекта. Например, Европейский союз разработал "Этические принципы для надежного ИИ", которые призывают к справедливому, прозрачному и безопасному использованию ИИ. В 2021 году все страны, входящие в ЮНЕСКО, приняли первый глобальный международный документ, регулирующий этические вопросы, связанные с использованием искусственного интеллекта. «Рекомендация об этических аспектах искусственного интеллекта» не носит обязательного характера, однако в ней закреплён общий подход ООН к регулированию ИИ, перечислены преимущества и основные риски, связанные с его использованием, предложены решения, которые предпочтительно использовать в национальном законодательстве. К примеру, подчёркивается важность государственной сертификации ИИ-систем, оценки воздействия ИИ-технологий на окружающую действительность и общественные проблемы, создания эффективных механизмов и применения мер по возмещению и предотвращению вреда, причиняемого при использовании ИИ.
Федеральная торговая комиссия (FTC) США в последние годы активно выступает с различными законодательными инициативами по регулированию уже используемых систем ИИ. Одна из самых ярких — внести изменения в правила торговли, чтобы обеспечить прозрачность использования ИИ систем, а также защиту потребителей от дискриминации и неправильного использования данных. Самая новая — инициатива 2023 года, направленная на привлечение к ответственности разработчиков ПО, продукт которых используют мошенники для общения со своими потенциальными жертвами. На данный момент такие инициативы носят декларативный характер и скорее призывают добросовестных участников оборота к ответственности в использовании механизмов ИИ. In principio erat Verbum. Нет сомнений, что формирующиеся сегодня тенденции лягут в основу прочного и долгосрочного законодательного регулирования.
В Австралии два года назад федеральный суд признал авторство за искусственным интеллектом DABUS, однако такое постановление было отменено в 2022 году. За неимением правоспособности, машина не может быть признана автором — такая практика формируется на сегодняшний день.
В апреле 2021 года Совет канадских академий по искусственному интеллекту (AIAC) выпустил "Кодекс практик по искусственному интеллекту", который содержит руководство по этическому использованию ИИ в области науки и проектирования, этот кодекс основан на принципах прозрачности и ответственности.
Правовое регулирование в России
В России также проводятся работы по правовому регулированию искусственного интеллекта. В 2021 году Правительством РФ был утвержден комплекс мероприятий по тестированию высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), так как на улицах Москвы в тестовом режиме уже запущены беспилотные такси, управляемые искусственным интеллектом. В последние годы Минтранс и Минэкономразвития ведут разработку законопроектов в соответствии с Федеральным законом 123-ФЗ от 24 апреля 2020 г. «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 федерального закона "О персональных данных"». Сам этот закон является рамочным, его содержание сводится к делегированию нормотворческой функции исполнительному органу. Закон определяет искусственный интеллект как комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека.
Перспективы развития
В дальнейшем ожидается, что правовое регулирование искусственного интеллекта будет продолжать развиваться. Этот процесс подразумевает разработку новых законов, стандартов и нормативных актов, а также обновление существующих правил в соответствии с новыми технологическими достижениями.
Однако, важно найти баланс между регулированием и инновациями. Правовые нормы должны учитывать быстроту развития технологий и гибко адаптироваться к новым вызовам.
Правовое регулирование искусственного интеллекта является актуальной и сложной задачей как в России, так и в мире. Важно разработать эффективные механизмы, которые обеспечат безопасное и этичное использование ИИ, учитывая интересы всех сторон.