0%
Юридическая компания
Является профессиональным консультантом в области права,
объединяющим высококвалифицированных юристов и адвокатов
Главная Услуги Оспаривание кадастровой стоимости

Оспаривание кадастровой стоимости

В настоящее время процедура оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества представляется весьма актуальной, поскольку положительный результат такого оспаривания однозначно приведет к существенной финансовой экономии правообладателей таких объектов.

Указанное обусловлено, в частности, тем, что кадастровая стоимость определяется посредством метода массовой оценки без учета индивидуальных характеристик объекта оценки, а стоимость определяется исходя из построенной на основании полученной информации о рынке объекта оценки и ценообразующих факторах модели оценки.

В этой связи, кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в большинстве случаев оказывается значительно выше действительной рыночной стоимости таких объектов, что влечет за собой существенное увеличение подлежащего уплате налога и/или суммы арендных платежей.

Положениями статьи 378.2 Налогового кодекса РФ определены виды имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В частности, на территории г. Москвы данные виды имущества конкретизированы Законом г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций».

Анализ приведенных положений законодательства позволяет сделать однозначный вывод о том, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении значительной доли объектов недвижимости.

При этом, необходимо обратить внимание на тот факт, что кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества влияет не только на сумму уплачиваемого налога собственниками недвижимости, но и в соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ на цену земельного участка при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; на начальную цену на аукционе по продаже земельного участка или на аукционе на право заключения договора аренды, а также кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Следует отметить, что в настоящее время на территории города Москвы кадастровая стоимость объектов недвижимости установлена двумя нормативно-правовыми актами:

1) Постановлением Правительства г. Москвы от 29.11.2016 г. № 790 «Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 01.01.2016 г.»;

2)Постановлением Правительства г. Москвы от 29.11.2016 г. № 791 «Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 01.01.2016 г.»;

При этом, Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что кадастровая оценка проводится не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Таким образом, логично предположить, что с проведением каждой последующей кадастровой оценки, кадастровая стоимость объектов недвижимости будет повышаться.

Однако, законодателем также установлена возможность оспаривания кадастровой стоимости.

При этом для оспаривания результатов кадастровой стоимости юридическими лицами предусмотрено обязательное предварительное обращение в Комиссию по рассмотрению споров с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости. В свою очередь, физические лица имеют право обратиться непосредственно в суд с административным исковым заявлением.

Деятельность Комиссии регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Приказ Министерства экономического развития РФ от 16 мая 2013 г. N 259 "О внесении изменений в Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. N 263";
  • Приказ Министерства экономического развития РФ от 04.05.2012 г. №263 "Об утверждении порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах оспаривания кадастровой стоимости".

Такое заявление может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления. Решения комиссии могут быть оспорены в суде по правилам главы 22 «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:

  • об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
  • об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки;
  • об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.

При этом заявления (вне зависимости от субъектного состава спора – физические либо юридические лица) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подлежат рассмотрению в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области и суде автономного округа. В Москве таким судом является Московский городской суд, в Московской области – Московский областной суд.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что если налогоплательщик твердо уверен в том, что кадастровая стоимость принадлежащего ему объекта недвижимости является завышенной, то представляется необходимым предпринять активные действия к ее оспариванию. Однако, без профессиональной помощи квалифицированного юриста в виду специфики данной категории дел вероятность успешного результата сводится к нулю.

Наша компания оказывает квалифицированную юридическую помощь по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в Москве и Московской области.

Юридическая компания Эл1 оказывает юридические услуги как по сопровождению процедуры оспаривания кадастровой стоимости в судебном порядке (если Вами уже был получен отказ в Комиссии по рассмотрению споров с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости - обязательный досудебный порядок для юридических лиц, так и по сопровождению процедуры «под ключ», что включает в себя:

  1. Предварительная оценка:
    • Предварительный расчет затрат и возможной экономии по итогам оспаривания кадастровой стоимости в досудебном и судебном порядке;
    • Подробное консультирование по всем вопросам, связанным с оспариванием кадастровой стоимости;
    • Согласование пакета необходимых документов.
  2. Представление интересов в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра г. Москвы и Московской области:
    • Подготовка Отчета об оценке рыночной стоимости, удовлетворяющего требованиям, предъявляемым Комиссией;
    • Получение положительного заключения СРО на Отчет об оценке;
    • Формирование пакета документов, подготовка заявления об установлении кадастровой стоимости равной рыночной;
    • Подача заявления и сформированного комплекта документов в Комиссию;
    • Контроль за принятием заявления и назначением заседания Комиссии в установленные сроки;
    • Представление интересов на заседании Комиссии, включая контроль за изготовлением Решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в установленные сроки.
  3. Представление интересов в рамках административного производства в Московском городском или Московском областном суде:
    • Подробное консультирование по существу спора;
    • Предварительный анализ представленных документов;
    • Выработка правовой позиции, с учетом сформировавшейся судебной практики;
    • Подготовка проекта административного искового заявления, соответствующих приложений и иных необходимых процессуальных документов в Московский городской или Московский областной суд;
    • Представление интересов в судебных заседаниях Участие в судебных заседаниях.

Более подробно алгоритм оспаривания кадастровой стоимости Вы может найти на странице нашего сайта.

Подробнее
Назад к списку