Законопроект о дистанционной работе: наконец потребности работников и работодателей будут учтены
Необходимость полноценного введения в правовое поле отношений между работодателями и дистанционными работниками назревала уже давно. Положения действующей Главы 49.1 Трудового кодекса РФ, посвященной труду дистанционных работников, отличаются отсутствием гибкости, не дают возможность предусмотреть совмещение работы из офиса и на дому, не позволяют работать дистанционно на временной основе. Особенно остро эти недостатки проявились с начала пандемии коронавирусной инфекции нового типа, когда возникла потребность во временном переводе большого количества работников на удаленный режим работы.
21.07.2020 Государственной Думой РФ был принят в первом чтении законопроект № 973264-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы». Предусмотренные им изменения позволят более активно применять на практике договоры о дистанционной работе. В частности, законопроектом предусмотрен:
1. Отказ от использования усиленной квалифицированной электронной подписи при взаимодействии между работодателем и дистанционным работником или лицом, поступающим на дистанционную работу. Действующее в настоящий момент требование использовать усиленную квалифицированную электронную подпись существенно затрудняет взаимодействие сторон. Законопроект предполагает, что могут быть использованы любые способы, позволяющие достоверно определить лицо, отправившее сообщение, и указанные в локальных нормативных актах, принимаемых с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, или трудовом договоре о дистанционной работе;
2. Помимо постоянной дистанционной работы, предусмотрены также: временная (в том числе переход на которую осуществляется в упрощенном порядке в связи с исключительными случаями, ставящими под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части) и комбинированная (позволяющая совмещать дистанционную работу и работу на стационарном рабочем месте);
3. Установлен порядок оформления перехода на дистанционную работу – путем заключения дополнительных соглашений к трудовому договору или путем издания локального нормативного акта (для случаев перехода на дистанционную работу в упрощенном порядке). Также предусмотрено, что в случае такого перехода заработная плата выплачивается в полном размере при сохранении объема работы, обусловленной трудовым договором. Такое правило не позволит работодателю снижать размер заработной платы на основании лишь факта дистанционной работы;
4. Установлен механизм контроля наличия работника на рабочем месте в течение дня: порядком взаимодействия между работодателем и дистанционным работником будет предусмотрено конкретное время выполнения дистанционным работником трудовой функции в пределах рабочего времени, установленного трудовым договором о дистанционной работе. В указанном порядке взаимодействия может быть предусмотрена обязанность дистанционного работника отвечать на звонки, электронные письма и запросы работодателя, сделанные в иной форме, а также срок, в течение которого дистанционный работник обязан реагировать на запросы работодателя;
5. Четко разграничено рабочее время и время отдыха дистанционного работника: установлено правило о том, что работник не обязан отвечать на запросы работодателя, сделанные в любой форме, вне времени, установленного порядком взаимодействия.
Несмотря на то, что указанные выше нововведения оцениваются крайне позитивно, законопроект не лишен недочетов. Особый вопрос вызывает положение законопроекта, согласно которому «в случае производственной необходимости работодатель может с согласия работника привлечь его к выполнению трудовой функции вне времени, установленного порядком взаимодействия, с оплатой данной работы в порядке, установленном для оплаты сверхурочной работы». Трудовым кодексом РФ не предусмотрено понятие «производственная необходимость». Такая неопределенность может повлечь за собой массовые нарушения как со стороны работодателей, которые будут требовать от работников работать во внерабочее время, ссылаясь на производственную необходимость, так и со стороны работников, которые смогут любое письмо, поступившее на электронную почту во внерабочее время, трактовать как привлечение к сверхурочной работе и требовать соответствующей оплаты.
Также в законопроекте не разрешены вопросы оснований для увольнения дистанционных работников. В текущей редакции Трудового кодекса основания для увольнения дистанционного работника можно предусмотреть в дистанционном договоре, по тексту законопроекта же такая возможность отсутствует. Судя по всему, вопросы оснований увольнения дистанционных работников в настоящий момент активно обсуждаются рабочей группой по доработке законопроекта. Планируется, что дистанционного работника можно будет уволить, если он не выходил на связь в течение рабочего дня. Кроме того, из перечня оснований увольнения будет исключено увольнение в связи с нахождением на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения – вероятно, такое решение было принято из-за того, что в отношении дистанционного работника трудно надлежащим образом зафиксировать нахождение в состоянии опьянения.
Таким образом, несмотря на то, что в рамках последующих чтений в Государственной Думе РФ отдельные положения будет корректироваться, скорее всего, основное содержание законопроекта останется неизменным, так как им задан верный и давно ожидаемый вектор развития регулирования дистанционной занятости.