0%
Юридическая компания
Является профессиональным консультантом в области права,
объединяющим высококвалифицированных юристов и адвокатов
Главная Новости Москва на пороге нового этапа мусорной реформы

Москва на пороге нового этапа мусорной реформы

Новый этап “мусорной реформы” может застать врасплох малый и средний бизнес Москвы. Но время подготовиться еще есть

    Большая часть субъектов России уже перешла на новую систему обращения с отходами, в Москве же мусорная реформа в самом разгаре. Уже в ближайшее время правила накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) для юридических лиц могут ужесточиться.

   И это не случайно. Первый этап по изменению системы обращения с отходами в Москве начался с 1-го января 2020 года: согласно Постановлению Правительства Москвы от 18 июня 2019 г. N 734-ПП были установлены контейнеры для раздельного сбора мусора. Их видели все и на подходе к помойке не раз задавали себе вопрос: куда же все складывать теперь?  Наклейки на контейнерах ясности не добавляли. Многие по привычке так и сваливают все без разбора.

   На тот момент – в начале эры раздельного сбора мусора – никакие документы, принятые в рамках реформы, не предусматривали каких-либо обязанностей по сортировке и раздельному накоплению бытовых отходов. Ни для физических, ни для юридических лиц. Да, по-прежнему продолжали действовать нормы Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 68 «Об отходах производства и потребления в городе Москве», Постановления Правительства Москвы от 12.12.2006 N 981-ПП и от 22.05.2007 N 391-ПП, которые предусматривали обязанность юридических лиц накапливать вторичные материальные ресурсы отдельно от прочих в целях их переработки, но в них не было никакой конкретики о том, как именно накапливать такие вторичные материальные ресурсы, не было требований к контейнерам для раздельного сбора мусора, их цвету, количеству и пр. Классическая ситуация из русской  сказки: пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что…

    На практике же обязанность сортировать мусор стала навязываться юридическим лицам либо мусорными операторами, с которыми были заключены договоры на вывоз отходов, либо настойчиво «рекомендовалась» районными органами исполнительной власти под лозунгом «приведения системы раздельного сбора ТКО к единообразию».

    Формально же ответственность за неосуществление раздельного сбора мусора установлена статьей 4.34 КоАП Москвы. В то же время реальных судебных дел по оспариванию привлечения к ответственности в этой связи было немного. Впрочем, неудивительно: ведь никаких конкретных официальных требований по раздельному сбору установлено не было.

    Лето 2020 года ознаменовалось внесением “терминологических” поправок в указанную статью КоАП Москвы. Видимо, стоит ждать всплеска активности по привлечению к ответственности.

И, что называется, нет дыма без огня: подготовка к таким мероприятиям уже началась.

    27 октября 2020 года Постановлением Правительства Москвы №1813-ПП был утвержден новый Порядок накопления ТКО — в том числе их раздельного накопления — на территории города Москвы. Этот порядок, хотя и в общих чертах, дает представление о том, к чему готовиться производителям отходов в ближайшее время.

    Итак, согласно новым правилам, накопление ТКО должно осуществляться с разделением на категории: смешанные ТКО, накапливаемые без выделения групп однородных отходов, и “группы однородных отходов, классифицированные по одному или нескольким признакам”. Последние, в свою очередь, могут накапливаться несколькими группами однородных отходов совместно “в соответствии с перечнем вторичных материальных ресурсов либо с разделением на отдельные группы однородных отходов” согласно все тому же перечню. При этом на момент написания настоящей статьи перечень вторичных материальных ресурсов отсутствует. Старый же перечень, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 22.05.2007 N 391-ПП, был отменен, а новый — еще не утвержден Департаментом ЖКХ Москвы, которому были переданы такие полномочия. Но нет сомнений, что это будет сделано.

    Применение Постановления №1813-ПП пока что по существу невозможно, так как оно регулирует отношения с участием регионального оператора, а он в Москве он еще не определен. Но Постановлением Правительства Москвы от 27 октября 2020 г. N 1812-ПП московские власти начали активно формировать нормативную базу для его определения. Пока же законодательное оформление перехода на систему заключения договоров с региональным оператором начинает обретать все более целостную форму.

    В связи с этим можно ожидать, что уже совсем скоро требования к юридическим лицам по раздельному накоплению мусора в Москве будут ужесточены. В подтверждение этого из ответа на «горячей» линии по вопросам сбора отходов можно сделать однозначный вывод, что новый этап «мусорной реформы» скорее всего ожидает московских предпринимателей и горожан уже с 2021 года.

   Поэтому тем юридическим лицам, которые еще не озаботились организацией раздельного накопления производимых отходов, стоит уже сейчас уделить этому вопросу пристальное внимание: как минимум ознакомиться с Постановлением Правительства Москвы от 27.10.2020 года №1813-ПП и быть готовым оперативно подстроиться под новые требования.

    Юридическая компания L1 в свете грядущих мусорных перемен рекомендует проанализировать действующий договор на вывоз ТКО на предмет наличия в нем обязанности по раздельному накоплению мусора, оценить наличие технической возможности у компании переоборудовать место накопления отходов для организации раздельного сбора мусора, не забывая при этом об общих требованиях санитарно-эпидемиологического характера к накоплению ТКО.

Подробнее
Назад к списку