0%
Юридическая компания
Является профессиональным консультантом в области права,
объединяющим высококвалифицированных юристов и адвокатов
Главная Аналитика Quid pro quo: приостановление соглашений об избежании двойного налогообложения с недружественными государствами

Quid pro quo: приостановление соглашений об избежании двойного налогообложения с недружественными государствами

Президент Владимир Путин подписал указ о приостановлении Россией действия отдельных положений двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН) с 38 недружественными государствами до того момента, как они не прекратят нарушать права российских граждан и компаний или пока эти соглашения не прекратят своё действие в отношении РФ. Раньше СИДН позволяли компаниям и гражданам уплачивать налоги лишь в одной стране, либо в обеих, но по сниженной ставке.

8 августа 2023 года РФ на основании Указа Президента РФ N 585 Россия в одностороннем порядке приостановила большинство положений СИДН с Польшей, США, Южной Кореей, Болгарией, Швецией, Люксембургом, Румынией, Великобританией, Венгрией, Ирландией, Словакией, Албанией, Бельгией, Словенией, Хорватией, Канадой, Черногорией, Швейцарией, Чехией, Данией, Норвегией, Италией, Финляндией, Францией, Германией, Македонией, Кипром, Литвой, Испанией, Исландией, Австрией, Португалией, Грецией, Новой Зеландией, Австралией, Сингапуром, Мальтой и Японией.

От слов к делу

В марте этого года Правительство РФ в лице Минфина и МИД России выступило с предложением Президенту РФ приостановить действие СИДН с недружественными странами. В обоснование такого предложения оно заявило, что права России были нарушены включением РФ в так называемый «чёрный список ЕС», это список несотрудничающих юрисдикций в налоговой сфере. Вы могли ощутить холодное дыхание этого списка, если пытались в прошлом или в этом году открыть счёт в иностранном банке: гражданство лица страны из него даёт банку формальное право отказывать в открытии счёта без объяснения причин или запрашивать документы, подтверждающие разрыв связи с Россией, для сохранения текущего счёта. В целом нахождение страны в таком списке осложняет ведение бизнеса и получение дохода из-за рубежа: это лишение налоговых льгот, дополнительная отчётность и проверки, обязательное раскрытие бенефициаров, серьёзные преграды в использовании преимуществ европейских офшоров.

Таким образом, Правительство РФ посчитало должной ответной мерой на время отказаться от соблюдения договорённостей, призванных уменьшить налоговую нагрузку на физических и юридических лиц, которую вызывает двойное налогообложение. Президент поддержал инициативу.

Приостановлено было большинство положений, которые регулируют налогообложение большинства видов доходов лиц, включая доходы от предпринимательской деятельности, проценты и дивиденды, роялти, доходы от международных перевозок и иные доходы, и предусматривают льготные ставки. Фактически на текущий момент действуют только общие положения, которые содержат определения терминов, порядок взаимодействия сторон при исполнении соглашений, вступления в силу и прекращения соглашений. В силе также остались пункты, касающиеся устранения двойного налогообложения резидентов путём совершения вычета уже уплаченного налога в стране постоянного пребывания. Иными словами, налог на доходы физических лиц, уплаченный в другой стране, всё ещё подлежит зачёту.

Что это значит для нас

Во-первых, стратегическим иностранным инвесторам, которые всё ещё остались в России, будет ещё сложнее получать доходы от российских компаний. Учитывая существенное сокращение выплаты российскими компаниями пассивных доходов в недружественные страны, глобально решение не способно усугубить ситуацию, однако в первую очередь налоговые последствия затронут нерезидентов, находящихся в процессе ликвидации и реструктуризации своих компаний и вывода капитала за рубеж. Контролируемые иностранные компании (КИК) должны будут проводить обязательный аудит своей отчётности при том, что практически все провайдеры на сегодняшний день отказываются от аудита российских компаний.

Во-вторых, и без того затруднённое ведение и структурирование российского бизнеса через недружественные страны будет осложнено: становится всё меньше и меньше вариантов для экономии на налоговых выплатах. Хотя существенный дополнительный вред эти меры уже не нанесут: российские компании и так уже платят повышенные ставки в недружественных странах ЕС. Если недружественные страны также откажутся применять положения СИДН, то российские инвесторы потеряют до трети своей прибыли от иностранных акций и облигаций из-за удержания налога у источника.

А вот опасения за доходы граждан-релокантов, которые высказывали эксперты весной этого года, не в полной мере оправдались: не приостановлены положения, позволяющие произвести вычет из уже уплаченной суммы подоходного налога физлица в другой стране. Достаточно будет заплатить налог в той стране, где он выше, в другой он зачтётся, как и было прежде. То же касается дохода физлица от продажи и реализации имущества. Так, можно сказать, что мера не затронет рядовых граждан РФ, проживающих в недружественных странах и работающих по трудовому договору или договору оказания услуг.

Когда мы ощутим последствия

Подписание Президентом указа ещё не означает вступление в силу приостановки положений международного договора. В рамках российского законодательства договоры, ратифицированные принятием федерального закона, денонсируются и приостанавливаются по той же процедуре. Принятие ФЗ даст более чёткое понимание того, какие конкретно налоговые последствия повлечёт за собой приостановление большинства положений СИДН.

Стоит отметить, что раньше, в 2021 году, соглашение Нидерландами было прекращено в связи с отказом Нидерландов отменить льготную ставку на доходы от дивидендов и процентов российских компаний. Кипр, Мальта и Люксембург скорректировали ставки до 15%, приведя их в соответствие с налоговым законодательством РФ, соглашения были изменены в двустороннем порядке.

Перспективы

Дополнительно следует сказать, что, согласно ст. 57 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., приостановление действия договора в отношении всех участников или в отношении какого-либо отдельного участника возможно либо в соответствии с положениями договора; или в любое время с согласия всех участников по консультации с прочими договаривающимися государствами. Соглашения об избежании двойного налогообложения не содержат положений, которые предусматривают их одностороннее приостановление. То есть, стороны либо должны договориться об изменении их содержания, как в случае с Кипром, Мальтой и Люксембургом, либо государство может договор денонсировать, то есть, отказаться от его применения в отношении себя.

Таким образом, с международно-правовой точки зрения, одностороннее приостановление СИДН неправомерно и является нарушением межправительственного договора. Однако нельзя не упомянуть, что в 2022 году Латвия в одностороннем порядке приняла решение о приостановке СИДН с Россией, что привело в итоге к его денонсации со стороны РФ. Соглашение с Украиной также было денонсировано в 2022 году.

Решение, принятое Президентом РФ, может повлечь за собой как массовую денонсацию соглашений в целом, что определённо скажется на более широком круге лиц и усложнит жизнь релокантам. В этом случае будет совсем непонятен механизм урегулирования спорных ситуаций при признании лица налоговым резидентом одновременно двух юрисдикций. Но всё же мы предполагаем, что скорее всего другие государства не пойдут на такой шаг и зеркально не будут применять приостановленные положения.

Итоги

Подводя итог, учитывая текущую ситуацию, меры по приостановлению некоторых положений СИДН носят скорее политический характер и являются ответными по отношению к санкциям Евросоюза. Последствия во многом зависят от действий, которые предпримут другие государства-стороны соглашений, однако глобальное ухудшение экономической ситуации не предвидится. Самое худшее, чего можно ожидать в будущем, это тотальный разрыв сотрудничества с недружественными странами в налоговой сфере.

Подробнее
Назад к списку